Семинар-совещание «Развитие кластерного взаимодействия»
С 7 марта 2020 года в ЦОПП РСО-Алания проходят семинары-совещания с директорами общеобразовательных организаций (СОШ) республики. Семинары проводит руководитель центра Кучиев Б.В., под модерацией заместителя министра образования и науки РСО-Алания Аликова А.Ю. Целью семинаров-совещаний является презентация ЦОПП как регионального координатора развития и формирования у обучающихся общеобразовательных организаций профессиональных компетенций. А также рассмотрение и проработка Плана совместных мероприятий по проведению профессиональной ориентации обучающихся средних образовательных учреждений на 2020-2021 учебный год, реализуемых на территории РСО-Алания.
Что такое профориентация, как выбрать профессию, кем быть и где учиться, как избежать ошибок при выборе будущей специальности, какие виды профориентации существуют и доступны каждому человеку независимо от возраста, на эти и другие вопросы вам дадут ответ сотрудники ЦОПП РСО-Алания. Начав с базовых понятий, Вы постепенно узнаете всю необходимую информацию для первых шагов в нелёгком пути выбора первой профессии или осознанного исправления «ошибок» молодости и получения новой специальности.
К сожалению, в настоящее время не ведётся какой-либо масштабной и системной работы для помощи в профессиональном самоопределении, начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми. И если для взрослых подобная профориентационная работа частично ведётся службами занятости населения, хотя и рассматривается больше, как дополнительная услуга, то в школах профориентация учеников полностью отдана на откуп администрации и учителям. К счастью, многие понимают всю важность выбора профессии и устраивают различные мероприятия, направленные на выявление у учеников склонностей и способностей к той или иной профессии. К числу таких мероприятий можно отнести психологические тестирования, экскурсии на предприятия, уроки с презентациями профессий и многое другое.
Центр опережающей профессиональной подготовки РСО-Алания – региональный координатор развития и формирования у обучающихся общеобразовательных организаций профессиональных компетенций. Эта работа по профориентации, профнавигации и профпробы.
Реализация миссии ЦОПП в форме профориентационного нетворкинга будет осуществляться посредством реализации бизнес-проектов в гибких командах (работодатель, образовательная организация, учащийся, родитель). ЦОПП вовлекает талантливую молодежь со всей страны для усиления работы со школьниками в проектных командах. В век цифровизации и внедрения в жизнь новых технологий взаимосвязь между всеми участниками нетворкинга будет проводится также с помощью цифровой платформы ЦОПП, сайта, мобильного приложения и офлайн-мероприятия для нетворкинга и профессионального развития специалистов.
Сопровождение по профессиональному самоопределению требует, прежде всего, выявления тех субъектов, между которыми целесообразно выстраивание связей, полезных для достижения целей профориентации. И здесь возникают вопросы:
1) «Почему система профориентации, ограниченная «треугольником» обучающийся–родители–работодатель является неполноценной»?
2) «Каковы собственные интересы и потребности системы образования как социального заказчика и благополучателя профориентационной деятельности»?
Отвечая на первый вопрос, нужно прежде всего определить ключевые интересы и цели каждого из субъектов «треугольника»:
- нужны выпускники, профессиональное самоопределение которых обладает заранее заданными свойствами, соответствующими кадровым потребностям работодателей (например: лояльность к данной конкретной компании; корпоративный патриотизм; преданность бренду; готовность не только отдавать фирме свои профессиональные компетенции, но и существенную часть своей личности; готовность испытывать определённые ограничения и даже терпеть определённые лишения ради работы именно в данной компании и т.д.);
- нужно гарантированное счастливое и безоблачное будущее для своих детей (что, по наблюдению Н.С. Пряжникова, нередко выражается расхожей формулой «чтобы у моих детей всё было, а им бы за это ничего не было»);
- нужно найти себя во взрослом мире, добиться успеха и завоевать достойное место в социуме.
В этой ситуации цели ни одного из трёх участников не смогут быть по-настоящему достигнуты (что и происходит на практике, вызывая нарастающую неудовлетворённость друг другом работодателей и работников, детей и родителей, родителей учащихся и их будущих работодателей), — если некий дополнительный субъект не возьмёт на себя роль контактора, переводчика и медиатора. Этим «дополнительным субъектом», очевидно, и станет Центр опережающей профессиональной подготовки вместе с образовательными организациями; особое направление деятельности которого, мы условно обозначили ролью «контактора, переводчика и медиатора» и все это не что иное, как профориентационный нетворкинг.
Роль взаимодействия ЦОПП и школы в системе профориентационного нетворкинга заключается в формировании трёх типов педагогически управляемого профориентационного взаимодействия:
1) «родители–учащиеся»,
2) «работодатели–учащиеся»,
3) «работодатели–родители».
Первая взаимосвязь в той или иной степени уже освоена нашей педагогикой (см., например, работы О.Ю. Елькиной) В какой-то мере реализуется и вторая взаимосвязь; во всяком случае, здесь существует достаточное количество хорошо известных форм работы для различных возрастов, таких как экскурсии на предприятия, «индустриальные экспедиции» (разработка НМЦ «Школа нового поколения» Фонда Олега Дерипаски «Вольное Дело»), встречи с профессионалами, «Урок от профессионала» (опыт Самарской области), мастер-классы, профессиональные пробы, профессиональное обучение школьников. К этой же категории можно отнести и посещение школьниками, иногда совместно с родителями, конкурсов профессионального мастерства Worldskills Russia (и других), где можно не только увидеть элементы профессиональной деятельности в профессиональном контексте, но и наблюдать в разных ситуациях представителей компаний крупного, среднего и мелкого бизнеса и вступить с ними во взаимодействие. В наибольшей степени смыслу профориентационного нетворкинга соответствует посещение школьниками ярмарок вакансий. Однако это всё ещё слишком далеко от профориентационного нетворкинга, по крайней мере, по двум причинам.
Центр опережающей профессиональной подготовки будет вести непрерывный процесс, предполагающий систематическую, последовательную и преемственную работу со всеми возрастами (как и процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения), тогда как на практике знакомство школьников с реальным профессиональным контекстом если и приобретает систематический характер, то не ранее 9-го класса. Посредством возможностей ЦОПП будут организованы взаимовыгодные полезные связи. О выгоде другой стороны – работодателя – должен, как считается, думать сам работодатель (проблема в том, что он часто думает об этом, исходя исключительно из своих собственных представлений о «человеческом ресурсе»). Тем не менее, именно в поисках такой взаимовыгодности заключается перспективное место школы как квалифицированного посредника Центру.
В условиях фактического отсутствия работы со школьниками по профессиональному самоопределению большинство школьников знакомятся с профессионально-ориентированной практической деятельностью в её учебно-профессиональном варианте, в кружках, секциях и студиях дополнительного образования детей, весьма далёких от реального социально-профессионального контекста. В результате, они оказываются потом в весьма неприятной жизненной ситуации, обнаруживая, что в трудовых коллективах мало, кто по-настоящему заинтересован в решении профессионально-трудовых задач.
Разрешение всего этого клубка застарелых проблем невозможно без организации третьего типа взаимосвязей: «работодатели–родители». В этом отношении определённые перспективы открывает осознание того факта, что на практике роли «родителя» и «представителя работодателя» часто сосредоточены в одном лице. Соответственно, направлениями воздействия Центров станут: во-первых-активизация работодательской позиции у родителей учащихся, и во-вторых- активизация родительской позиции у работодателей. И то, и другое может быть использовано для снятия социально-психологических барьеров, препятствующих развитию взаимодействия «работодатели–родители» в рамках реализации программ «Первая профессия».
Цель ЦОПП создание условий для точечного взаимодействия по решению конкретных вопросов, в том числе для установления личных контактов студентов, школьников и их родителей с представителями бизнеса и профессиональными образовательными организациями.
Основные механизмы: вынесение на общее обсуждение проблемных вопросов и деловых предложений; проблемно-тематическое экспертное информирование; создание игровых ситуаций для более продуктивного взаимодействия участников; организация самопрезентаций; создание возможностей для формирования репутации и др. С этой целью нами предлагается проводить совместные мероприятия.
Печать