Телефон

+7 (8672) 51-12-38

Адрес

г. Владикавказ, ул. Галковского, дом 221

Развитие непрерывного образования,как основа формирования опережающих компетенций у обучающихся образовательных организаций региона
/ Категории: Новости

Развитие непрерывного образования,как основа формирования опережающих компетенций у обучающихся образовательных организаций региона

В рамках деловой программы Открытого регионального чемпионата "Молодые профессионалы"(WorldSkills Russia) Республики Северная Осетия -Алания -2021 Центром опережающейпрофессиональной подготовки РСО-Алания был подготовлен доклад на тему " Развитие непрерывного образования,как основа формирования опережающих компетенций у обучающихся образовательных организаций региона".

 

Новые экономические условия требуют квалифицированных специалистов, способных к самореализации, социально мобильных и адаптирующихся к рынку труда. Современная педагогика и политика государства в области образования все больше внимания уделяют необходимости формирования у обучающихся профессиональных компетентностей, что соответствует требованиям современного общества.

Эффективность современного процесса обучения зависит от познавательной активности обучающихся и её поддержания в течение всего периода занятий. Решение этой непростой задачи можно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения. В свою очередь это поможет выпускнику проявить высокий профессионализм и компетентность, способность оперативно включаться в профессиональную деятельность сразу же после окончания учебного заведения.

Актуальность разработки стратегии опережающего профессионального образования определяется все возрастающей потребностью современной экономики в специалистах СПО. Обеспечение их конкурентоспособности требует новых методологических подходов в подготовке. Однако исследования и мониторинги констатируют отставание профессионального образования от современных требований экономики.

Опережающее образование — это наиболее эффективный инструмент повышения конкурентоспособности выпускников профучреждений и, как следствие, повышение конкурентоспособности техники, технологий, продукции, выпускаемой отечественной промышленностью.

К 2020 году значительные изменения коснулись инфраструктуры колледжей и техникумов: по состоянию на текущий год по всей стране работает более 3 500 организаций, реализующих программы СПО, в которых учатся более 3 млн человек, а также свыше 12 000 учебно-лабораторных зданий, в которых трудятся порядка 360 тысяч педагогов и мастеров производственного обучения.

"Современный колледж — это передовая площадка, отражающая вызовы времени. Так, помимо студентов по программам СПО, в колледжах России свыше 2 млн человек походят подготовку по программам профобучения и дополнительного профобразования, реализуются образовательные программы для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, а также для лиц, пострадавших от распространения новой короновирусной инфекции", - слова первого заместителя Министра просвещения Дмитрия Глушко.

Стратегия развития СПО до 2030 года включает в себя пять приоритетных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований.

Среди всех проблем реформирования среднего профессионального образования в настоящее время на первый план выходят проблемы интеграции и управления развитием СПО. Происходит формирование новых моделей многоуровневых учебных заведений непрерывного образования, позволяющее образовательным организациям успешно интегрироваться в общеевропейское пространство профессионального образования и обучения, в том числе создание Центров опережающей профессиональной подготовки.

Согласно исследованиям независимого агентства "РейтОр" до 28% работодателей отмечают несоответствие квалификации молодых специалистов требованиям выполняемой ими работы. Работодатели ужесточают требования к качественным характеристикам выпускников вузов и СПО, позволяющим выдержать конкуренцию на рынке труда по сравнению с другими участниками, занять свое трудовое место в соответствии с профилем полученной специальности и эффективно выполнять свои функциональные обязанности. Причинами подобной обособленности выпускников от реальных запросов рынка труда исследователи называют следующие:

  • высокие ожидания по поводу уровня заработной платы;
  • недостаточная практическая подготовка;
  • нежелание начать карьеру с низовых ступеней;
  • психологическая неготовность к работе;
  • завышенная оценка личного профессионального потенциала;
  • неумение представить себя на собеседовании;
  • недостаточная теоретическая подготовка.

Данные причины обусловлены как существующими недостатками в подготовке, так и субъективными характеристиками самих выпускников.

Опережающая подготовка как практическая реализация опережающего профессионального образования связана с развитием способностей и возможностей человека самоопределяться в профессиональной деятельности и подготовкой его к динамично меняющемуся производству и социосфере. Таким образом, опережающая подготовка может рассматриваться как характеристика профессионального образования, как его опережающая стратегия в подготовке специалистов.

Причем опережающая стратегия - это комплексная, интегративная характеристика профессионального образования, которая не вкладывается в рамки классических инноваций, когда образовательное учреждение берет для себя направление деятельности, например, соцпартнерство или внедрение системы менеджмента качества, и решает все свои проблемы. Опыт нашего Центра показывает, что этого не происходит. Именно в этом кроется ошибка многих образовательных учреждений СПО региона.

Рынок труда – достаточно сложный объект, где постоянно идут процессы дифференциации и интеграции, стабилизации и изменения, положительные тенденции и отрицательные и т.п.

Фактически опережающая стратегия должна постоянно осуществлять мониторинг рынка труда и постоянно вносить изменения в образовательный процесс, осуществляя этим согласование системы профессионального образования и рынка труда.

Что же может выступить условием согласования системы СПО и рынка труда? Согласование характера внутренних процессов СПО и рынка труда и на основе этого внесение изменений, корректировок. Методологическим механизмом этого процесса является разрешение противоречия между внутренними процессами в СПО и внутренними процессами рынка труда. Например, появились новые виды деятельности или должности на рынке труда, а их нет как специальностей и профессий в СПО. Значит, нужно ввести специализации или новые специальности и т.п. Нашим Центром разработаны  методические рекомендации по мониторингу и прогнозированию востребованности кадров на территории Республики Северная Осетия-Алания.

Деятельность Центра опережающей профессиональной подготовки Республики Северная Осетия - Алания направлена на обеспечение нового качества экономического развития, рынка труда в долгосрочной перспективе и достижения социально-экономической стабильности.

С учетом факторов, влияющих на глубину и масштаб предполагаемых преобразований системы образования, развития рынка труда, определены следующие задачи, служащие раскрытию основной цели мониторинга рынка труда республики:

  • поиск перспективных источников ресурсов для решения указанной проблемы;
  • формирование долгосрочного прогноза ситуации на труда и в образовательной сфере в территориальном разрезе с учетом ключевых возможностей и рисков;
  • анализ текущей ситуации на рынках труда и ных услуг в территориальном разрезе во взаимосвязи с мировыми и общероссийскими тенденциями;
  • формулирование проблемного поля;
  • поиск путей и методов решения выявленных проблем, формирование механизмов воздействия на анализируемые стемы;
  • оценка сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу;
  • выявление перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития сфер и видов экономической деятельности;
  • выявление перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер и видов экономической деятельности;
  • разработка мер по повышению эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов региона.

Опережающая стратегия профессионального образования «как синергетическая идея» отражает нацеленность, направленность образовательного процесса и его содержания на опережающее развитие личности будущего специалиста, формирование его готовности к моделированию будущего, прогнозированию вариантов собственного развития, к постановке и решению инновационных профессиональных задач.

Проблема опережающего образования и опережающего развития личности обсуждалась ещё на V съезде директоров ССУЗ России 5 мая 2009 г. Президент Союза директоров ССУЗ России Демин Виктор Михайлович особо коснулся в своем выступлении стратегии опережающего развития системы СПО. В чем оно заключается?

Опережающее развитие - это, прежде всего, ориентация нашей деятельности на перспективные потребности экономики и тенденции развития производственной и непроизводственной сфер.

Опережающее развитие - это новое качество образовательной и профессиональной подготовки кадров, формирование у студентов стремления и умения учиться, пополнять свои знания в течение всей активной жизни.

Опережающее развитие - это не просто адаптация учебных заведений к рынку, это, если угодно, целесообразное сопряжение их функционирования с рыночным механизмом, использование его положительных моментов, стимулирующих активизацию всех сторон деятельности учебных заведений.

Опережающее развитие - это создание модели СПО, отвечающей новому современному состоянию экономики, общества, их развитию. Необходимо новое качественное состояние СПО.

Центр опережающей профессиональной подготовки как учреждение, обеспечивающее непрерывное профессиональное образование легко интегрируются с образовательными учреждениями СПО региона. Посредством создания кластерного взаимодействия Центром,  идет интеграция образовательных учреждений СПО друг с другом, образовательные учреждения высшего образования принимая в свою структуру ССУЗы , уже активно лицензируют образовательные программы СПО, изменяя таким образом свою миссию.

При подготовке будущих специалистов среднего звена опережающая стратегия проявляется как расширение целей и задач, традиционно решаемых конкретным ССУЗ за счет введения в модель выпускника : Знать, Уметь, Владеть.  Деятельность Центра направлена на определение профессионально значимых личностных качеств, необходимых для работы в условиях рынка труда и с учетом современных социально-профессионального и экономического прогнозов.

Система непрерывной опережающей подготовки специалистов в образовательных учреждениях СПО региона должна формироваться на основе учета внешних факторов (политических, экономических, социально-культурных, демографических) и стратегических целей. К таким целям необходимо отнести социальный заказ региональной власти, современные социально-экономические требования и требования работодателя.

Целью опережающей подготовки является повышение качества подготовки конкурентоспособных специалистов со средним профессиональным образованием. В качестве направлений реализации целей выступают составляющие образовательного процесса: управление подготовкой, содержание подготовки, педагогические кадры, учебно-материальная база, научно-методическое обеспечение и технологии.

В качестве индикатора эффективности реализации и внедрения программ непрерывного профессионального образования, Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Северная Осетия- Алания, предлагает коэффициент инвестиций в человеческий капитал. Это своего рода оценка человеческого капитала, которую возможно рассчитать через измерение расходов руководства региона и индивидов на образование, и затрат труда самих учащихся на производство своей квалификации.

Для сокращения разрыва между требованиями работодателей и рынком труда с 2014 году в России была запущена отраслевая линейка чемпионатов, включая крупнейший чемпионат в сфере высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech. Мероприятие позволяет обмениваться опытом и выявлять пробелы в компетенциях. Вносимые изменения берутся на вооружение ключевыми образовательными организациями страны, позволяют системе образования более чутко реагировать на актуальные требования рынка труда. Также совместно с работодателями Союз ведет разработку и апробацию новых компетенций, которые отражают требования компаний к уровню подготовки специалистов. На сегодня таких компетенций уже более 60. Работа по созданию навыков будущего, разрабатываемых совместно с высокотехнологичными компаниями, выделена в отдельный проект Future Skills.

Во всей этой работе призван активно принимать участие и региональный Центр опережающей профессиональной подготовки. При правильном проектировании деятельности СПО, работа всей системы профессионального образования будет отвечать задачам бизнеса и экономики и даст хороший показатель трудоустройства на высокого уровня рабочие места, в том числе в цифровой экономике. Это мы смогли отметить по результатам реализации программы «Ворлдскиллс Экспресс 2020».

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2020 г. № 2098-р более 110 тыс. граждан Российской Федерации в 2020 году получили возможность бесплатно обучиться по наиболее востребованным на рынке труда профессиональным компетенциям. Минпросвещения России совместно с субъектами Российской Федерации, Рособрнадзором, Рострудом и Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”» запустило программу по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию россиян, пострадавших из-за сложившейся эпидемиологической ситуации. В проекте участвовали все регионы, в том числе и Республика Северная Осетия-Алания. Важной особенностью программы являлось привлечение развитой образовательной инфраструктуры Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”

Целью программы было – оказание мер поддержки в сфере занятости, а также предоставление гражданам РФ возможности приобрести дополнительные профессиональные навыки для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Участниками могли стать люди, для которых существует риск увольнения, выпускники образовательных организаций, а также граждане без работы.

По распоряжению Главы Республики Северная Осетия-Алания В.З. Битарова «Об организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции» граждане республики получили возможность пройти бесплатно обучение по перечню наиболее востребованных на рынке труда профессий и профессиональных компетенций.

Были утверждены критерии граждан, которые относятся к категории пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Республики Северная Осетия-Алания. К ним относились не проходившие обучение по программам профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в течение 2020 года:

- граждане, потерявшие работу в связи с коронавирусной инфекцией;

- работники организаций, находящиеся под риском увольнения;

- граждане, перенесшие новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);

- выпускники образовательных организаций высшего образования и

профессиональных образовательных организаций текущего года.

Приказом министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания региональным оператором по реализации программы был определен Центр опережающей профессиональной подготовки РСО-Алания, был утвержден перечень компетенций, востребованных в республики.

Одним из условий реализации программы стало обязательное привлечение центрами обучения преподавателей республики –сертифицированных мастеров и экспертов WorldSkills, владеющих передовыми педагогическими практиками, основанными на мировых стандартах WorldSkills. Всего для реализации программы было отобрано 7 региональных площадок, выступающих в качестве центров обучения. В реализации программы участвовало 6 центров обучения, из числа представителей средних образовательных организаций региона,  и 7 ,частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Международный учебный центр «Алонта». Всего в программе было представлено свыше 40 профессиональных компетенций, среди них – «Машинное обучение и большие данные», «Разработка мобильных приложений», «Поварское дело» и др. По 32 компетенциям обучение проводилось  в дистанционном формате.

Министерством просвещения Российской Федерации определена квота Республики Северная Осетия-Алания в объеме 696 человек в 2020 году, оплата за обучение которых производилась за счет средств федерального бюджета.

В свою очередь Центр опережающей профессиональной подготовки провел работу по сбору информации о готовности центров обучения принять определенное количество граждан на своих площадках и завершить их обучение до 15 декабря 2020 года.

На этапе сбора и обработки заявок от центров обучения и заключения договоров, одна из площадок отказалась участвовать в реализации программы по обучению граждан, пострадавших в период распространения коронавирусной инфекции, так как затраты на обучение по компетенции «Сварочные технологии» и проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена превышали суммы оплаты за обучение, получаемые центром за предоставленные услуги.

Наибольшее количество площадок для проведения обучения по направлениям и соответственно обученных было у Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж" 12 и 209 соответственно. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Владикавказский торгово-экономический техникум" обучил 200 человек. Нам бы хотелось особо отметить работу команд Государственного автономного профессионального образовательного учреждения "Северо-Кавказский аграрно-технологический колледж", Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Эльхотовский многопрофильный колледж" и Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Международный учебный центр «Алонта».

Работа была проведена непростая, каждой команде пришлось столкнуться со множеством трудностей, но указанные коллективы организаций, проявили особое умение и компетентность в решении многих вопросов. Как показано на графике, заявок от граждан поступило больше, чем мы смогли охватить данной программой.

Для нас был интересен опыт работы, связанный с организацией обучения граждан в дистанционном формате, в федеральных центрах обучения Ворлдскиллс. Заявок, пройти обучение дистанционно, поступило от 30 граждан на 13 ФЦО. 

Наибольшее количество слушателей прошли подготовку по компетенциям: Поварское дело- 16,1% от общего количество слушателей, Графическому дизайну – 8,9%, Кондитерское дело- 7,8 %, Веб-дизайн и разработка – 7,6 %.

Если говорить о востребованности обучения среди категорий граждан, признанных как пострадавшие в период распространения коронавирусной инфекции, то можно отметить, что данная программа была актуальна среди безработных граждан, состоящих на учете в Комитете по занятости населения в Республике Северная Осетия-Алания, их из всей выделенной квоты было 414 человек. Граждан, находящихся под риском увольнения, которые были переведены на неполный рабочий день и тех, кто уже попал под процесс сокращения, было всего 62 человека. Выпускников образовательных организаций - 220 человек.

Итогом программы по обучению граждан, пострадавших в период распространения коронавирусной инфекции являлся факт их трудоустройства. На дату 10 февраля 2021 года трудоустроено 148 человек, что составляет 21 % от всех граждан, прошедших обучение по программе «Ворлдскиллс Экспресс 2020».

Обобщая результаты реализации мероприятий по обучению граждан, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции можно отметить следующие проблемы:

1)                отсутствие заинтересованности участников программы в получении документов об окончании по результатам сдачи демонстрационного экзамена;

2)            жалобы слушателей на кратковременность программы и сложность освоения материала;

3)                отставание «цифрового сегмента» среднего профессионального образования. Сегмент СПО рыночно не освоен, суммарное предложение онлайн курсов и сопутствующих сервисов не перекрыли актуальные потребности реализуемой программы в республике;

4)                отсутствие в регионе эффективной работы по мониторингу потребности рынка труда и сотрудничеству с предприятиями и организациями.

В 2021 году в рамках реализации программы по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан: граждан, ищущих работу и обратившихся в органы службы занятости, включая безработных граждан, граждан в возрасте 50-ти лет и старше, граждан предпенсионного возраста, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста и не состоящих в трудовых отношениях нами должны быть учтены все описанные проблемы.

На сегодняшний день, для решения проблемы по определению банка вакансий и прогноза рынка труда региона, а также с целью обеспечения граждан, участвующих в программе «Содействие занятости», рабочими местами, предприняты следующие шаги:

  1. Центр заключил соглашение с
  2. по внедрению программно-технического решения, обеспечивающего автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации о рынке труда с использованием современных средств телекоммуникаций;
  3. по развитию защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными о спросе и предложении на рынке труда между работодателями, гражданами и учреждениями профессионального образования;
  4. по проведению переговоров с работодателями региона и заключение трехсторонних соглашений между гражданином, центром обучения, работодателем.

Успешная реализация целей и задач любого проекта, зависит от заинтересованности сторон, слаженной совместной работы, понимания и устремлённости вперёд!

Традиционные системы СПО были рассчитаны на обучение учащихся с низкой успеваемостью по выполнению ручных низкоквалифицированных задач, современные же ориентированы на студентов с широким диапазоном успеваемости и дают навыки средней и высокой квалификации, а непрерывное обучение на рабочем месте является нормой.

Преобразование СПО региона, нацеленного на непрерывный процесс обучение, целесообразно представлять в виде двух взаимосвязанных процессов: совершенствование существующей образовательной системы и формирование новых концептуальных подходов и условий ее развития на основе прогнозных оценок и стратегических направлений в соответствии со структурными сдвигами в экономике и социальной политике руководства региона.

Новая система непрерывного опережающего профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни и поэтому должна:

-  предоставить отдельной личности свободу в выборе образовательных траекторий в соответствии со своими способностями, запросами и возможностями;

-  учитывать потребности заказчиков профессиональных кадров в подготовке мобильных, ориентированных на рыночные отношения специалистов, а значит, во многом быть регионально ориентированной;

- способствовать развитию возможностей в деятельности профессиональных образовательных учреждений, выстраивающих свои оригинальные образовательные программы.

Таким образом, развитие системы непрерывного образования, как основы формирования опережающих компетенций у обучающихся образовательных организаций региона, посредством реализации функций и задач Центра опережающей профессиональной подготовки, позволит реализовать широкий спектр образовательных услуг по подготовке, переподготовке,  дополнительному образованию, имеющих устойчивый спрос и коррелирующих с потребностями рынка. Созданы и используется информационно- технологические инструменты Центра, как единого образовательного пространства региона, ориентированного на непрерывность всех ступеней образования гражданина, начиная с 6 лет и далее. В образовательный процесс вовлечены, как   общественность, так и родители, работодатели, специалисты. Повышение качества образования, освоение опережающих компетенций, отразится на общем уровне образованности населения республики и позволит вывести социально-экономическое состояние региона на новый уровень.

Предыдущая По итогам регионального чемпионата «Молодые профессионалы» СКАТК занял первое общекомандное место
Следующая Участие Республики Северная Осетия- Алания в реализации программы «Ворлдскиллс Экспресс 2020» и дальнейшие планы в работе.
Печать
1268 Оценить эту статью:
Нет рейтинга
 

Комментарии видны только зарегистрированным пользователям.

Выбор темы