Северная Осетия в 2020 году вошла в число 76 субъектов России, подтвердивших свое участие в реализации проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов «Билет в будущее». Проект стартовал в 2018 году в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», инициированного Президентом РФ Владимиром Путиным. За это время участие в нем приняли более миллиона школьников из 6 тыс. населенных пунктов России. Наша республика участвует в проекте с 2019 года.
В настоящее время завершается серия вебинаров, посвященных особенностям реализации проекта в 2020 году для представителей регионов. На первом вебинаре с участием региональных операторов Проекта и специалистов профильных министерств российских регионов выступил заместитель директора Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения Российской Федерации Виктор Неумывакин.
Заместитель Министра образования и науки РСО-Алания Алан Аликов отметил: «Наша республика в этом году одна из первых сообщила о готовности участвовать в реализации проекта, наряду с другими регионами: Сахалинской и Камчатской области, Республикой Саха (Якутия), а также Санкт-Петербургом, Самарской и Челябинской областями, Удмуртской и Чувашской республиками.
Цель проекта - формирование осознанности и способности выбора профессиональной траектории учащимися 6-11-х классов. В рамках реализации проекта в РСО-Алания в 2019 году онлайн-тестированием было охвачено порядка 10372 учащихся 6-11 классов 137 СОШ, расположенных на территории РСО-Алания, что составило 28% общего количества. Участниками мероприятий вовлеченного формата стали 6 970 учащихся школ.
Площадками для реализации практических мероприятий стали 10 профессиональных образовательных учреждений по 26 компетенциям.
Профессиональные пробы проводили 94 опытных наставника. Это педагоги ПОО и ДПО, сертифицированные эксперты WorldSkills, имеющие опыт подготовки победителей Региональных чемпионатов «Молодые профессионалы».
Проект состоит из трех этапов: профориентационной диагностики на цифровой платформе, организации практических мероприятий в различных форматах и выдачи индивидуальных рекомендаций по построению образовательной траектории.
По предварительным данным, к уже принявшим в прошлом году площадкам для реализации проекта 10 профессиональным образовательным организациям откликнулись и присоединятся для участия четыре вуза республики, частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Алонта», детский технопарк «Кванториум» и Владикавказская школа космонавтики, которую открыл в г. Владикавказ лауреат Государственной премии СССР, заслуженный машиностроитель России, ведущий специалист НПО им. С. Лавочкина Руслан Комаев.
Как отметил Алан Аликов, в республике в 2019 году с помощью реализации проекта «Билет в будущее» школьники смогли понять, как на самом деле работают специалисты по изготовлению прототипов и разработке виртуальной и дополненной реальности, попробовали себя в роли кондитеров, парикмахеров и автомехаников, занимались разработкой дизайн-проектов, брендбуков, а также работали на станках с ЧПУ. В итоге школьники получили рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории. В этом году они также смогут ознакомиться с работой многих специалистов, попробовать разгадать загадками космоса на современном оборудовании. В их распоряжении будут находиться – два проектора, которые в разное время будут показывать панораму звездного неба, а также фильмы на космические темы, два телескопа с тысячекратным увеличением, тренажер для проверки вестибулярного аппарата, макеты космического корабля «Аполлон» и будущей космической ядерной установки.
Опыт реализации проекта в республике в 2019 году имел свои особенности, так как в качестве мастеров производственного обучения выступили студенты старших курсов. Это стало еще одним вариантом применения практики наставничества реализуемой в РСО-Алания «Дети учат детей». Это повысило эффективность проведения профессиональных проб, так как один, два мастера недостаточно хорошо справляются с группой обучающихся школ, а в нашем случае у каждого есть свой мастер-наставник. Также это повысило эффективность проведения практических мероприятий, в связи с тем, что взаимопонимание со студентами старших курсов было лучше, чем с наставниками. Этот опыт реализации проекта в республики будет также использован и в этом году.